Национальные демонстрационно-дегустационные павильоны

АО "Российский экспортный центр"

В целях продвижения российской продукции за рубежом акционерное общество «Российский экспортный центр» (далее – РЭЦ) совместно с Минсельхозом России с 2017 года реализует программу по созданию (управлению и содержанию) постоянно действующих российских национальных демонстрационно-дегустационных павильонов продукции агропромышленного комплекса за рубежом (далее – российский национальный павильон, павильон) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 255 «Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки организациям в целях продвижения продукции агропромышленного комплекса на внешние рынки» (далее – Постановление № 255).

В настоящее время функционируют 6 павильонов, расположенных в 6 странах: Китайская Народная Республика (г. Шанхай), Социалистическая Республика Вьетнам (г. Ханой), Объединенные Арабские Эмираты (г. Дубай), Арабская Республика Египет (г. Каир), Турецкая Республика (г. Анталья), Королевство Саудовская Аравия (г. Эр-Рияд).

Резидентами зарубежных павильонов АПК являются более 180 ведущих российских производителей, размещающих под брендами «Сделано в России» и «Good Food Russia» более 3 300 номенклатуры товаров, таких как кондитерские и макаронные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, мясная, рыбная и другая продукция сектора агропромышленного производства.

С 7 августа 2025 года программа реализуется в формате государственно-частного партнерства, предполагающем инвестирование заинтересованными операторами павильонов и региональными партнерами в создание и дальнейшее развитие российских национальных павильонов под брендом «Сделано в России», а также в обеспечение продвижения и увеличение объемов экспорта и розничных продаж российской продовольственной, промышленной продукции и услуг на внешних рынках.

Переход на модель государственно-частного партнерства обусловлен как отсутствием бюджетного финансирования на обеспечение деятельности павильонов (в рамках реализации Постановления № 255) согласно Федеральному закону от 30.11.2024 № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов», так и результатам системной работы РЭЦ по поэтапному реинжинирингу павильонов и повышению эффективности их работы в условиях ограниченности бюджетного финансирования.

Ключевой особенностью нового формата функционирования павильонов является расширение ассортимента продукции: помимо агропромышленного комплекса в павильонах будут представлены промышленные товары, что позволит увеличить охват экспортно ориентированных отраслей.

Для экспортеров процедура получения статуса резидента павильонов существенно не изменится – необходимо подать заявление и комплект документов на сайте РЭЦ (подача заявления на размещение продукции в павильон Турецкой Республики осуществляется через информационную систему «Мой экспорт» до 31.10.2025). При этом услуги по продвижению продукции на зарубежных рынках переходят на платную основу. Однако, РЭЦ со своей стороны продолжит активную работу по поддержке экспортеров, организуя комплексные маркетинговые мероприятия (BTL-акции, рекламные кампании, фестивали-ярмарки и пр.) по популяризации, продвижению и стимулированию продаж продукции в магазинах розничной торговли под нацбрендом «Сделано в России», открываемых по линии павильонов, куда российские производители могут также поставлять свою продукцию. Такое комплексный подход позволит наладить стабильные экспортные поставки, существенно увеличить объемы продаж, а также укрепить присутствие российской продукции на международных рынках.

В целях масштабирования присутствия российских товаров на территории КНР РЭЦ с 2024 года проводит активную работу по формированию партнерской сети точек продвижения павильона и магазинов розничной торговли российских товаров под национальным брендом «Сделано в России» в КНР на основе механизмов государственно-частного партнерства с китайскими бизнесменами. В настоящее время подписаны трехсторонние соглашения (РЭЦ – оператор – партнер) и созданы 5 региональных точек продвижения павильона, планируется расширение географии еще на 3 административно-территориальные единицы Китая.

Кроме магазинов розничной торговли дополнительно в странах размещения павильонов открываются полки под брендом «Сделано в России» в крупных торгово-розничных сетях.

Размещение в павильоне АПК позволяет компаниям при содействии операторов павильонов АПК показать свою продукцию потенциальным покупателям, наладить b2b-контакты, повысить узнаваемость своего бренда среди иностранных потребителей, размещать продукцию в торгово-розничных сетях и на электронных торговых площадках, а также заключать экспортные контракты и наладить стабильные поставки своей продукции.