Необходимость подготовки специалистов железнодорожного профиля возникла с официального вступления в эксплуатацию в 1930 году узловой железнодорожной станции Свердловск – Сортировочная, которая с первого дня имела статус «особого режимного объекта», решающего не только экономические, но, прежде всего военно-стратегические цели. С этого момента в системе Народного Комиссариата Путей Сообщения (НКПС) при Станции Свердловск – Сортировочной для обеспечения выполнения государственных заданий, комплектования и восполнения кадров стала осуществляться постоянная профессиональная подготовка молодежи, в, так называемых, школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). ФЗУ Сортировки начала готовить специалистов: башмачников, плотников, путевых рабочих, позднее смазчиков, тормозильщиков, паровозников, с 1934 года помощников машинистов электровозов. Таким образом, можно считать УрЖТ правоприемником первого железнодорожного ФЗУ на Сортировке с 1930 год. С 1946 года ФЗУ Сортировки реформированы в школу фабрично-заводского обучения ФЗО № 15, которое подчинялось министерству Трудовых Резервов. В 1945 – 1946 по указанию дороги с целью более качественной подготовки для ФЗУ Сортировки были выделены два дома под учебные корпуса. Это были деревянные восьмиквартирные по улице Сортировочная. В квартирах убрали перегородки и сделали классы. В доме № 3 было общежитие для юношей, а в доме № 5 размещались классы, дирекция, бухгалтерия и склад одежды. Уже в тот период все, в том числе и ученики носили форму. В 1950 году ФЗО № 15 получила статус железнодорожной школы фабрично-заводского обучения - ФЗО № 27 с специализацией обучения профессиям, связанным с движением поездов. Появились новые специальности: электромонтеры контактной сети, слесари по ремонту грузовых и пассажирских вагонов, станционные стрелочники, проводники пассажирских вагонов. Срок обучения теперь составлял теперь 10 месяцев, а не 6 как раньше. В 1963 году железнодорожная школа ФЗО № 27 приказом начальника областного управления профтехобразования была переименована в городское профессионально-техническое училище – ГПТУ № 61 для подготовки кадров Свердловской железной дороги. В связи с этим изменением в ГПТУ появились новые профессии со сроком обучения 1,5 и 2 года: помощник машиниста электровоза, помощник машиниста тепловоза, механики СЦБ, товарные кассиры-приемосдатчики, слесари по ремонту тепловозов. В это время вагонное депо передало училищу одно из зданий на своей территории, где была оборудована слесарная мастерская на 30 учебных мест, оснащенная по всем правилам учебных и санитарных требований. В этом же здании был оборудован кабинет электровозов, электромонтажная мастерская, рабочее место столяра, механическое отделение и инструментальная кладовая. В 1978 году ГПТУ № 61 было переименовано в среднее профессионально-техническое училище № 61 с правом выдачи документов о профессиональном и общем среднем образовании. В это время училищу выделили новый корпус на улице Билимбаевской, построенный на месте военного городка 19 строительного железнодорожного полка, который передислоцировали еще до начала войны. А на месте одноэтажного засыпного барака, в котором была больница, разместилось общежитие учащихся. В новом здании было оборудовано три учебных слесарных мастерских, электромонтажная мастерская, термическое, механическое и заточное отделения. Только в одну первую смену в новых мастерских могли заниматься до 175 учащихся. К созданию этих мастерских приложили все свои силы мастера производственного обучения: Полежаев, В. А. Сарманов, А. Н. Дудин, А. П. Наумов, Д. П. Макаров, А. А. Овчинников, В. И. Беляев, В. И. Никонов, Ю. Ф. Мельников, В. М. Шеломенцев, С. Е. Сотников, В. С. Васильков, В. В. Смирнов, М. В. Белкин, А. М. Савинов, П. Г. Чалов и др. Мастера производственного обучения И. А. Лапина, Г. И. Гладкова, Л. А. Зырянова разрабатывали учебные задания и изготавливали необходимые для подготовки дежурных по станции учебные пособия. Кроме того, их стараниями в училище появились телетайпы. Ю. А. Маврицкий основал кабинет по изучению электровозов, Д. П. Макаров, А. А. Овчинников - электромонтажную мастерскую. Г. Н. Волков и Ю. А. Маврицкий - преподаватели устройства и ремонта электровозов - оборудовали действующий тренажер электровоза ВЛ-22М, на котором обучали вождению электровоза и определению неисправностей в электрооборудовании и электросхеме. Э. Д. Колядина оборудовала кабинет эстетики, полностью соответствующий этой дисциплине. Словом, весь педагогический коллектив, не жалея сил и времени, включился в создание учебно-производственной базы, чтобы поднять престиж учебного заведения и самое главное подготовить, воспитать молодое поколение железнодорожников. Начальник дороги и начальник отделения издали приказы о закреплении всех учебных кабинетов за предприятиями Свердловского железнодорожного узла. Также разрабатывались совместные планы «училище-предприятие», выполнение которых контролировал начальник отделения дороги. Предвыпускную производственную практику учащиеся училища проходили в локомотивных депо, в цехах электровозо-ремонтного завода, в Свердловском резерве проводников и на станциях Свердловского отделения дороги. Практиковались будущие выпускники при железнодорожном почтамте и в кассах станции Свердловск-Пассажирский. В 1985 году на базе СПТУ № 61 проведено Всесоюзное совещание учебных заведений ПТО «О совместной работе СПТУ № 61 и базового предприятия СВЖД по качественной подготовке массовых рабочих профессий». В 1991 году СПТУ преобразовано в Уральский железнодорожный лицей с правом выдачи дипломов о среднем профессионально-техническом образовании. В 1995 году Приказом департамента образования администрации Свердловской области Уральский железнодорожный лицей преобразован в Государственное образовательное учреждение «Уральский железнодорожный лицей. В 2000 году на базе УрЖЛ проведено сетевое совещание МПС по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы профессиональных учебных заведений железнодорожного транспорта. В 2005 году Уральский железнодорожный лицей переименован в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Уральский железнодорожный техникум». В 2011 году государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Уральский железнодорожный техникум» переименован в государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Уральский железнодорожный техникум». В 2013 году государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Уральский железнодорожный техникум» переименован в государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Уральский железнодорожный техникум». В 2015 году государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Уральский железнодорожный техникум» переименован в государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Уральский железнодорожный техникум». С 1946 г. из учебного заведения ФЗО – УрЖТ выпущено более 30 тысяч машинистов, помощников машинистов, слесарей по ремонту подвижного состава, электромонтеров СЦБ и связи, дежурных по станции, товарных кассиров, техников, проводников пассажирских вагонов. Почти 600 выпускников награждены правительственными наградами, знаками отличия, МПС и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта.