Интервью Торгового представителя Российской Федерации в Республике ТаджикистанЕвгения Коренькова |
Евгений Анатольевич, каковы сегодня позиции российского экспорта на рынке Таджикистана? Кто наши главные конкуренты?
На сегодняшний день Российская Федерация является главным торговым партнером Республики Таджикистан. Начиная с 2008 года, объем взаимного товарооборота с Россией составляет около 1 миллиарда долларов США, его доля во внешнеторговом обороте республики за этот период в среднем составляет около 25 % и имеет тенденцию к росту. Товарооборот состоит в основном из российского экспорта.
Из всех стран-партнеров Таджикистана по импорту Россия занимает ведущую роль в поставках древесины: лесоматериалов из сосны, строительной фанеры, бумаги, а также черных металлов, в структуре которых превалируют арматура и металлопрокат. На этом поле также работают Казахстан и Китай. В условиях роста строительства коммерческой и жилой недвижимости, потребность республики в этой продукции будет только увеличиваться.
Что касается машин, оборудования и транспортных средств, то здесь, при высокой востребованности данного сегмента таджикского рынка в строительной, карьерной и дорожной технике, российским товарам приходится конкурировать с китайскими, немецкими и турецкими производителями Тем не менее, на сегодняшний день на долю России в поставках по данной товарной группе приходится около 30 %.
В номенклатуре российских поставок также значатся продукты питания, лекарственные средства. Вместе с тем, в ближайшей перспективе в структуре таджикского импорта из России будут по-прежнему преобладать поставки нефтепродуктов.
Есть ли в республике госпрограммы в реализации которых могли бы попробовать свои силы российские, в том числе, свердловские производители?
Конечно есть. К примеру, совсем недавно в рамках встречи с заместителем Министра транспорта Таджикистана Шоистой Саидмуродзода и главой
Государственного унитарного предприятия «Таджикские Железные Дороги» Комилом Мирзоалиевым было высказана готовность ТЖД приобрести в России инновационные грузовые, пассажирские и специальные вагоны.В настоящее время наблюдается высокая заинтересованность промышленности Таджикистана в наращивании объемов добычи углеводородов. В связи с тем, что основным источником топлива для промышленности республики с конца 2013 года является уголь, правительство Таджикистана в 2014 году утвердило программу по развитию угольной отрасли страны, которая, в том числе, предусматривает ее техническое перевооружение.
Исходя из этого, актуальным является участие российских машиностроительных организаций в программе по обеспечению горнодобывающих предприятий высокотехнологичной продукцией. Речь, в частности, идет о грузовой и карьерной технике. Здесь необходимо отметить, что закупки государственные структуры в большинстве случаев осуществляют в рамках проектов, финансируемых за счет средств международных финансовых институтов.
Кроме торговли, какие, на Ваш взгляд, есть виды сотрудничества и способы продвижения отечественной продукции?
Наиболее перспективным направлением считаю промышленную кооперацию. Например, в агропромышленном секторе. Комплекс АПК занимает ведущее положение в структуре экономики Таджикистана и безусловно сохранит свое приоритетное значение. Наиболее востребованными здесь будут новые технологии и современная сельскохозяйственная техника. Помимо прямых поставок, в данном направлении можно обсуждать создание на территории страны сборочного предприятия, что позволит значительно укрепить российские позиции на данном сегменте таджикского рынка.
Импорт продуктов питания также сохранит свои текущие позиции. Если структурировать импортную корзину пищевых продуктов республики, то можно увидеть, что она состоит, в основном, из растительного масла, пшеницы, муки, сахара и круп. Перспективной альтернативой прямым поставкам видится создание в Таджикистане совместных предприятий по производству пищевой продукции российских марок, это может быть, как завод по коммерческому розливу газированных напитков, так и совместное производство кисломолочной продукции.
Какие особенности работы на рынке Таджикистана необходимо учитывать тем производителям, которые изучают для себя возможности сотрудничества с этой страной? Чем может помочь Торгпредство?
Как и любой зарубежный рынок, Таджикистан имеет свои особенности - как экономические, так и ментальные. Считаю, что потенциальный российский экспортер должен иметь, прежде всего, четкую стратегию выхода на рынок, в формировании которой Торговое представительство готово оказать содействие. При этом важно учитывать несколько фактов.
Во-первых, - основная часть крупных инвестиционных проектов в республике осуществляется за счет средств международных доноров, которые диктуют свои требования к закупаемой в рамках этих проектов продукции. Финансовые средства при этом Таджикистану выделяются на грантовой основе или в виде льготных кредитов.
Во-вторых, взяв курс на индустриализацию страны, руководство Таджикистана отдает предпочтение не прямым закупкам товаров, а созданию на своей территории с привлечением прямых иностранных инвестиций совместных предприятий, в том числе, - по производству автотехники с локализацией производства не менее 25 %.
В-третьих, особое внимание следует уделить выбору делового партнера. К сожалению, в стране имеются определенные трудности в вопросе получения достоверной информации о деловой репутации потенциальных таджикских партнеров. В связи с этим Торгпредство рекомендует российским компаниям выходить на рынок Республики Таджикистан при организационной поддержке Торгового представительства, а во взаимодействии с таджикскими участниками внешнеэкономической деятельности использовать аккредитивные формы расчетов и механизмы по страхованию экспортной сделки.